Сайт разработан в соответствии со статьей 29 закона «Об образовании в РФ»

Версия для слабовидящих

Сеть сайтов образовательных учреждений Республики Ингушетия sites.sokori.ru

Редактировать

Образовательная программа

 

                                   Рассмотрена:

                                                                                  на заседании педагогического совета

                                                           ГКОУ «СОШ №1  г. Назрань»

                       (Протокол от «29» октября 2014 года № __)

                                                                            Председатель совета ________Темирханова А.М.

                           Утверждаю:

                                                                         Директор ГКОУ «СОШ №1  г. Назрань»

                                                        _____________Темирханова А.М

 

 

 

Образовательная программа

ГКОУ «СОШ №1 г. Назрань»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

   Настоящая образовательная программа государственного казенного

общеобразовательного учреждения СОШ №1 г. Назрань» (далее - Программа) определяет

цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступенях начального, основного, среднего (полного) общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и  интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации ими учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья.

Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым

положением об общеобразовательном учреждении,  Санитарно-эпидемиологическими

правилами и нормативами, Федеральным компонентом государственных образовательных

стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждѐнным приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 №1089; Федеральным государственным стандартом начального общего образования, введѐнным в действие приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года №1897; Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденным Минобрнауки РФ 17.05.2012 года №413 с учѐтом действующей в системе образования нормативной базой федерального и регионального уровней, Уставом и локальными актами школы.

Программа представляет собой нормативный документ, выступающий в качестве

внутреннего стандарта школы, который регламентирует организационно-педагогические

условия и содержание деятельности школы по реализации Федерального государственного образовательного стандарта, Федерального компонента государственного стандарта общего образования в соответствии с типом и видом учреждения и обеспечивающих координацию деятельности всех субъектов образовательного процесса.

Как нормативный документ Программа ориентирована на реализацию права

обучающихся и их родителей на информацию об образовательном учреждении, права на выбор услуг и права на гарантию качества образования.

Разработка Программы осуществлялась с участием органа, обеспечивающего

государственно-общественный характер управления школой - Управляющего совета.

При составлении Программы были учтены сложившиеся в школе традиции и

особенности социального заказа, представленного образовательными запросами обучающихся, потребностями их родителей, учреждений профессионального образования, работодателей, общественности.

 

                             Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

                         ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ

 

 Миссия школы   является  предоставление  максимально  широкого  поля  возможностей наибольшему  числу  учащихся,  ориентированных  на  высокий  уровень  образования  и воспитания. Основным условием успешности развития школы является сочетание высокого педагогического  профессионализма  учителей  и  внутренней  образовательной  мотивации школьников.  Первое  обеспечивается  за  счет  построения  гуманистической,  технологичной, научной  системы  развития  педагогического  коллектива.  Второе  –  за  счет  ориентации  во взаимодействии  с  учениками  на  развитие  их  познавательного  интереса,  общеучебных  и предметных умений, эмоциональной привлекательности процесса обучения.

Основными целями и задачами деятельности школы являются:

-обеспечение гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования;

-создание условий для развития личности, ее самореализации и самоопределения;

-создание условий для развития индивидуальных способностей детей на основе овладения федеральными государственными образовательными стандартами;

-выявление наиболее способных и одарѐнных детей; создание условий для развития индивидуальных способностей каждой личности на основе расширения базового компонента, формирование потребностей к самообразованию и самообучению;

-обеспечение международных требований к построению программ для детей с высокими интеллектуальными способностями.

-создание условий для становления образованной, всесторонне развитой интеллигентной личности, обладающей высокой общей культурой, готовой к осознанному выбору и последующему освоению программ высшего профессионального образования, творческой

и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук, способной к успешной адаптации в современном обществе;

-воспитание у обучающихся активной гражданской позиции, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Основными задачами Школы является создание условий для:

-становления личности, адаптивно устойчивой в условиях новой социокультурной ситуации, способной к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук;

-реализации личностно-ориентированного подхода при обеспечении единства, интеграции и инверсии общего и дополнительного образования;

-построения основного и дополнительного образования на основе принципов

здоровьесбережения, формирования представлений о социальном, психологическом и физическом здоровье как об элементе интеллектуально-нравственной культуры обучающихся;

-использования культурологического подхода в решении проблем интеграции интеллектуального и нравственного развития личности в системе основного и дополнительного образования;

-развития потребностей обучающихся в саморазвитии и самообразовании, формировании готовности к продолжению образования, выбору и освоению профессии;

-формирования дидактической культуры учителя.

Основным предметом деятельности Школы является реализация следующих

образовательных программ:

-образовательная программа начального общего образования;

-образовательная программа основного общего образования;

-образовательная программа среднего (полного) общего образования;

Принципами проектирования и реализации образовательного процесса в школе являются:

-принцип фундаментальности и вариативности означает построение образования на инвариантной основе единого федерального образовательного пространства, которое дополняется региональной и школьной вариативными составляющими;

-принцип непрерывности и преемственности образовании:  образование рассматривается как постоянный процесс на протяжении всей жизни с опорой на предыдущий опыт и ориентацией на прогнозируемый результат;

-принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целей обучения, определения содержания обучения, его форм и методов;

-принцип многоуровневости предполагает образование на нескольких взаимосвязанных уровнях с учетом возрастных и образовательных возможностей обучающихся, задач их воспитания и творческого развития, формирования готовности к продолжению образования и жизни в обществе;

-принцип комплексности – это единство воздействия на сознание и поведение учащихся, включение их в разнообразные виды деятельности, формирование интегративных качеств личности, взаимосвязь общего и дополнительного образования и самостоятельной деятельности;

-принцип дифференциации и индивидуализации направлен на создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника;

-принцип осознанного выбора предполагает, что участники образовательного процесса обладают субъективными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов образования, участия жизнедеятельности школы и местного сообщества;

-принцип демократизации нацелен на формирование и развитие демократической культуры всех участников образовательного процесса на основе сотрудничества, сотворчества, личной ответственности через развитие органов государственно- общественного управления школой;

-принцип социального партнерства предполагает взаимодействие школы

с учреждениями различного типа, предусматривающее: равноправие сторон; уважение и учет их интересов; заинтересованность в участии в договорных отношениях.

 

Общие целевые ориентиры Программы

(основания для разработки целевых разделов основных образовательных

программ соответствующих ступеней общего образования)

Цель и задачи реализации Программы

Цель — обеспечение выполнения требований Стандарта.

Достижение поставленной цели в ходе реализации Программы предусматривает решение следующих основных задач:

-формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

-обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

-становление и развитие личности в еѐ индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

-обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

-достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

-обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;    выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарѐнных детей;

-организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

-участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

-использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;

-предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;

-включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населѐнного пункта, района, города).

 

 Планируемые результаты освоения обучающимися Программы

 

Планируемые результаты освоения Программы (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. Они представляют собой систему обобщѐнных личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основных образовательных программ соответствующих ступеней общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы сучѐтом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки.

В структуре планируемых результатов выделяются: личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты —  отражают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к учению и познанию, наличие у них ценностно-смысловых установок и индивидуально - личностных позиций, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности. Личностные результаты формируются за счѐт реализации, как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Метапредметные результаты формируются за счѐт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов;

Предметные результаты — представляют собой освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области, деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты формируются в ходе изучения обучающимися образовательных программ по предметам учебного плана, дополнительных общеобразовательных программ, участия в проектной и исследовательской деятельности. Описание структуры и особенностей реализации планируемых результатов по ступеням обучения приводится непосредственно в структуре соответствующих разделов основных образовательных программ начального, основного, среднего (полного) общего образования.

 Система оценки достижения обучающимися

планируемых результатов освоения Программы

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основных

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечѐнность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Основными функциями системы оценки являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основных

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трѐх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов по степеням общего образования представлены в соответствующих разделах основных образовательных программ начального, основного, среднего (полного) общего образования.

Содержательная основа Программы

(основания для разработки содержательных разделов основных

образовательных программ соответствующих ступеней общего образования)

Структура содержательных разделов

Общее содержание образования в рамках основной образовательной программы школы определяется в содержательных разделах основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, которые включают в себя образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, определѐнных Стандартом для соответствующих ступеней общего образования.

Особенности организации образовательного процесса

(основания для разработки организационного разделов основных образовательных программ соответствующих ступеней общего образования)

Структура образовательного процесса

Образовательный процесс в школе осуществляется по трѐм ступеням образования:

-начальное общее образование (1-4 классы);

-основное общее образование (5-9 классы);

-среднее (полное) общее образование (10-11 классы).

Каждая из ступеней школы, решая общие задачи, имеет свои особенности, связанные с возрастом обучающихся, их образовательными потребностями, ожиданиями родителей (законных представителей) обучающихся. Они находят отражение, прежде всего, в наборе базовых учебных курсов, занятий по выбору, организуемых, в том числе в рамках внеурочной деятельности обучающихся и режиме их работы.

Организация образовательного процесса в гимназии регламентируется учебным планом, планом внеурочной деятельности, годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий.

Годовой календарный учебный график

Годовой календарный график регламентирует вопросы, связанные с режимом работышколы в течение конкретного учебного года:  продолжительность и сроки окончания учебного года; сроки каникул; недельный режим работы; сменность; начало и продолжительность занятий; расписание звонков; сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации т.д.

Особенности формирования учебного плана

Учебный план является одним из документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в школе. В соответствии с учебным планом определяется максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам. Учебный план представляет собой разбивку содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения.

Основной целью учебного плана школы  является конкретизация содержания

образования путем определения количества и названия учебных предметов, последовательности их изучения по классам, норм учебного времени в часах в неделю на все учебные предметы, на каждый учебный предмет в отдельности.

Принципы формирования учебного плана:

-обязательность реализации инвариантной части учебного плана (федерального и регионального компонента) в полном объеме;

-ориентация на актуальные образовательные потребности обучающихся;

-обеспечение вариативности образования;

-соблюдение преемственности в изучении предметов каждой из образовательных областей;

-соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и норм;

-обеспечение реализации образовательной программы школы и ее программы развития.

Учебный план школы состоит из двух частей: инвариантной (федеральный и

региональный компонент) и вариативной (школьный компонент) частей.

Инвариантная (обязательная) часть базисного учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного образования:

-формирование гражданской идентичности обучающихся;

-их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;

-готовность к продолжению образования на последующих ступенях общего образования и профессионального образования;

-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения

в экстремальных ситуациях;

-личностное развитие обучающихся.

Реализация инвариантной (обязательной) части учебного плана обеспечивает единство образовательного пространства РФ и гарантирует овладение выпускниками необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающими возможности продолжения образования, развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Вариативная (формируемая участниками образовательного процесса) часть

обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.

Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки, используется: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

Школьный компонент, распределение часов части формируемой участниками образовательного процесса и режим работы школы на конкретный учебный год согласовывается с Управляющим советом школы.

Учебный план на конкретный учебный год, утверждается в установленном порядке.

                                               

Организация внеурочной деятельности

 

Учебная деятельность, осуществляемая обучающимися в рамках учебного плана имеет логическое продолжение во внеурочной деятельности, направленных на создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся, развития и реализации их творческих, интеллектуальных возможностей.

Внеурочная деятельность – специально организованная деятельность обучающихся в организационных формах, отличных от урочной системы обучения, и направленная на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы

начального, основного, среднего (полного) общего образования (личностных, метапредметных, предметных). Количество отведенных часов  на внеурочную деятельность в 1- 4 классах равно 6 в каждом классе.

В соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям:

-развитие личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,

-общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.).

Занятия проводятся в форме: экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций,диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, научно-исследовательских проектов, олимпиад, соревнований  и т.д.

.

Индивидуальный учебный план

 

В целях обеспечения индивидуальных образовательных потребностей обучающихся участием самих обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося.

Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано для следующих категорий обучающихся:

-детей с ограниченными возможностями здоровья;

-детей-инвалидов;

-обучающихся, которые по причине болезни не могут обучаться в школе;

Обучение по индивидуальным учебным планам может осуществляться:

-непосредственно в школе;

-на дому обучающегося.

При реализации индивидуальных учебных планов допускается сочетание форм получения образования.

Основанием для обучения обучающегося по индивидуальному учебному плану является заявление родителей (законных представителей) обучающегося, медицинское заключение.

Индивидуальный учебный план, расписание учебных занятий, список учителей, ведущих обучение, утверждаются приказом директора школы.

Индивидуальный учебный план и расписание учебных занятий учащихся, осваивающих основную образовательную программу среднего (полного) общего образования,  письменно согласовываются с родителями (законными представителями) обучающегося.

Индивидуальный учебный план составляется, как правило, на один учебный год,  либо на срок, указанный в заявлении родителей (законных представителей).

Обучающемуся по индивидуальному учебному плану предоставляется возможность получать консультации по учебным предметам, пользоваться литературой из учебного фонда школы, учебными кабинетами для проведения лабораторных и практических работ, продолжить обучение в школе в установленном законодательством порядке.

Обучение по индивидуальным учебным планам осуществляется по предметам, входящим в учебный план школы, как правило, в пределах следующего количества часов: 2 – 4 классы – до 8 часов, 5 – 8 классы – до 10 часов, 9 классы – до 11 часов, 10 – 11 классы – до 12 часов в неделю.

Реализация индивидуальных учебных планов может быть организована в том числе с помощью дистанционного образования.

Система условий реализации Программы

Реализация Программы осуществляется на основе создания и совершенствования организационно-педагогических, научно-методических, финансовых и материально-технических условий, способствующих становлению и развитию школы комфортной развивающей образовательной среды:

-обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

-гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

-преемственной между ступенями общего образования и учитывающей особенности организации общего образования по ступеням, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся  соответствующих ступени общего образования.

Нормативно-правовое обеспечение

Основным нормативным документом, регламентирующим все виды деятельности школы является его Устав. Школа  обеспечена всеми правоустанавливающими документами. Школа  самостоятельно издаѐт (разрабатывает и принимает) приказы распоряжения, положения, инструкции, правила и другие локальные акты, устанавливающие нормы (правила) общего характера, предназначенные для регулирования отдельных видов правоотношений, возникающих в процессе уставной деятельности школы.

Разрабатываемые и принимаемые школой локальные акты не могут противоречить действующему законодательству, уставу школу, коллективному договору.

Организационно-педагогические условия

В школе используются следующие формы организации образовательного процесса:

Урочная - объединяющая все типы уроков традиционной и нетрадиционной формы. Особое внимание уделяется вводным урокам, урокам систематизации и обобщения знаний, урокам, построенным на основе интеграции содержания различных предметов учебного плана и ориентированных на формирование у обучающихся надпредметных знаний.

Внеурочная - включающая в себя   участие в олимпиадах, конференциях, экскурсиях, спартакиадах ит.д.

Внеклассная работа  представлена коллективными творческими делами, организацией концертов, спектаклей, творческих вечеров, встреч с интересными людьми и т.д.

Внешкольная - объединяет участие гимназистов в межшкольных программах и проектах, участие в Интернет-проектах, посещение выставок, театров, музеев.

В образовательном процессе активно используются:

-система развивающего обучения;

-технология проектного обучения;

-технология развития критического мышления;

-игровые технологии;

-технологии саморазвивающего обучения;

-информационно-коммуникативные технологии и др.

Учебно-методическое обеспечение

В школе используются учебники, соответствующие Федеральному перечню учебников.

Школа  обеспечена частично учебниками и учебными пособиями, учебно-методической литературой и материалами. Библиотека укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по отдельным учебным предметам учебного плана, а также имеет фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы включает детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию образовательной программы.

Начальное общее образование

Учебный план отражает организационные траектории образовательного процесса:

-траектория базового стандарта и введение новых ФГОС  второго поколения.

Цель: усвоение знаний, умений, навыков образовательных стандартов

по предметам, изучаемым в начальной школе и плавный переход обучения на новые стандарты.

Обязательными для изучения в начальной школе являются следующие  учебные  предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Ингушский язык, Ингушская литература, Музыка, Информатика, ОРКСЭ, Технология, Физическая культура.

Обучение учащихся начальной школы осуществляется по традиционной программе четырехлетней школы «Школа России».

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять

несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и

повествования небольшого объема; овладение  основами делового письма (написание записки, адреса, письма).

Предмет «Литературное чтение» в начальной школе ориентирован на реализацию следующих целей:

- формирование читателя-школьника с развитыми нравственными и эстетическими чувствами, способного к творческой деятельности;

-формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа);

-знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.

Изучение иностранного языка  направлено на достижение следующих целей:

-формирование умений общаться на иностранном языке  с учетом речевых

возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

- развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком; 

-освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых  для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных

представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-обеспечение целостного восприятия природы, общества и человека;

-формирование умения учиться: понимать учебную задачу, моделировать учебную ситуацию, высказывать предположения, проводить самоконтроль хода и результата учебных действий;

- психическое и социальное развитие ребенка.

Особое внимание уделяется формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях, и прежде всего, знаний правил дорожного движения.

Изучение предметов эстетического цикла направлено на достижение следующих целей:

- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

-овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и музыкальной деятельности;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств:

любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции,

героическому прошлому, многонациональной культуре.

Особенностями учебного предмета «Технология» являются: практико-ориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия  для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.

Изучение предмета «Технология» направлено на достижение следующих целей:

-формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества, что создает предпосылки для более успешной

социализации личности;

- возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Изучение физической культуры направлено на достижение следующих целей:

-укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и

всесторонней физической подготовленности обучающихся;

- развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности; 

-овладение общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;

-воспитание познавательной активности, интересы и инициативы на занятиях

физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности.

Изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на

достижение следующих целей:

-развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли

традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

-воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Одной из приоритетных задач школы является формирование роли

гражданина, гражданской позиции и правовой культуры у учащихся, с дальнейшей адаптацией подростка к обществу.

Учебный план гарантирует получение учащимися образовательного

минимума и возможность реализовать свой потенциал и развивать свои способности.

                                           Основное общее образование

  На второй ступени обучения (5-9 классы) обязательными для изучения являются учебные предметы: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и информационно-коммуникативные технологии, история, обществознание, география, природоведение, физика, химия, биология, технология, основы безопасности жизнедеятельности,   физическая культура,  изобразительное искусство, черчение, музыка, ОРКСЭ.  Режим работы второй ступени - шестидневная учебная неделя.

Целью изучение учебного предмета «Русский язык» в основной школе является формирование общеучебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, в основе которых также задействованы все виды речемыслительной деятельности:

коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Учебный предмет «Литература» изучается в 5 – 9 классах по два часа в неделю.

Сформулированные в стандарте цели литературного образования в основной школе сгруппированы в четыре смысловых блока: воспитание, развитие, освоение знаний, овладение умениями. При этом последовательность целей не указывает на их иерархию, т.е. все цели являются равноценными по значимости.

Основными целями изучения иностранного языка являются:

- развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой,

социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной);

- развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка.

Основу разработки федерального стандарта по иностранному языку составляют следующие концептуальные положения.

В соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования федеральный компонент стандарта по иностранному языку для всех ступеней обучения нацелен на комплексную реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к обучению иностранным языкам. Цели, содержание и планируемые результаты языкового образования представлены в единой системе. Задаваемое содержание ориентировано на образование, воспитание и развитие личности школьника средствами изучаемого языка.

Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне.

Цели обучения математики:

- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средства

моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности;

- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

-воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.

Цели учебного предмета «Обществознание» структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Учебный предмет «География» изучается с 6 класса.

Структура целей представлена на пяти уровнях и включает освоение знаний; овладение умениями; развитие, воспитание и практическое применение географических знаний и умений. Все цели являются равнозначными.

Учебный предмет «Биология» изучается с 6 класса.

Структура целей представлена на пяти уровнях и включает освоение знаний; овладение умениями; развитие, воспитание и практическое применение биологических знаний и умений. Все цели являются равнозначными.

Учебный предмет «Искусство» изучается в 5 – 7 классах и включает разделы «Изобразительное искусство» и «Музыка».

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов

преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С учетом сложившейся в стране системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и труду и с целью удовлетворения

образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный

минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений:

Введение ОБЖ на базовом уровне обусловлено необходимостью обучения

обучающихся умениям действовать в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим и т.д.

Цели изучения курса ОБЖ:

- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом

образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных

ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;

-развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению

актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;

- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Учебный предмет «Физическая культура» изучается в 5 – 9 классах по три часа в неделю. При разработке содержания образования с учетом третьего часа физической культуры на ступени основного общего образования учитываются основные направления развития физической культуры в рамках следующих направлений:

Оздоровительное:

воспитание привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических

способностей, коррекции осанки и телосложения.

Спортивное:

углубленное освоение обучающимися на ступени основного общего образования и среднего (полного) общего образования (базовый уровень) одного или нескольких видов

спорта, предусмотренных образовательной программой основного и среднего (полного) образования по физической культуре (в том числе и национальных видов), а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в

общеобразовательном учреждении или субъекте Российской Федерации, позволяющих активно включаться в соревновательную деятельность.

Общеразвивающее:

овладение обучающимися основами технических и тактических действий, приемами и физическими упражнениями из видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного общего образования по физической культуре (в том числе и национальных видов), а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении или субъекте Российской

Федерации, и умениями использовать их в разнообразных формах игровой и

соревновательной деятельности.

Вариативная часть базисного учебного плана на II ступени обучения представлена компонентом образовательного учреждения и направлена на реализацию следующих целей:

-развитие личности ребенка, его познавательных интересов;

-выполнение социального образовательного заказа;

-удовлетворение образовательных потребностей учащихся;

-реализация предпрофильной подготовки;

-подготовка к ситуации выбора профиля обучения в старшей школе.

Программы по предметам учебного плана реализуются на основе разностороннего базового образования с использованием здоровьесберегающих технологий и методик, способствующих формированию положительной учебной мотивации.

 

                                     Среднее (полное) общее образование

  На третьей  ступени обучения  (10-11 классы) обязательными для изучения являются учебные предметы: русский язык,  литература, ингушский язык, ингушская литература, иностранный язык, математика, информатика и информационно-коммуникативные технологии, история, обществознание, география,  физика, химия,  биология, технология, основы безопасности жизнедеятельности,  физическая культура, история религий,  астрономия.

Русский язык

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

-связь языка и истории, культуры русского и других народов;

-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

-основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

-осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

в области аудированя и чтения:

-использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

в области говорения и письма:

-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

-соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

-соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

-использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

-развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

-увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

-самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Литература

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

-образную природу словесного искусства;

-содержание изученных литературных произведений;

-основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв;

-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

-основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

-воспроизводить содержание литературного произведения;

-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену), изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

определять род и жанр литературного произведения;

-сопоставлять литературные произведения;

-выявлять авторскую позицию;

-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

-аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-участия в диалоге или дискуссии;

-самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

-определения своего круга чтения об оценки литературных произведений.

Математика

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

Алгебра

уметь:

·выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;

вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

Функции и графики

уметь:

определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

строить графики изученных функций;

описывать по графику и в простейших случаях по формуле[3] поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;

решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;

Начала математического анализа

уметь:

вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;

исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;

вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;

Уравнения и неравенства

уметь:

решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;

составлять уравнения и неравенства по условию задачи;

использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;

изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

построения и исследования простейших математических моделей;

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

уметь

решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;

вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;

анализа информации статистического характера;

Геометрия

уметь:

распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;

описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;

анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;

строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;

решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);

использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Математика

В результате изучения математики на профильном уровне в средней школе ученик должен

знать/понимать:

значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

Алгебра

уметь:

выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;

вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

Функции и графики

уметь:

определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

строить графики изученных функций;

описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;

решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;

Начала математического анализа

уметь:

вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;

исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;

вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;

Уравнения и неравенства

уметь:

решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;

составлять уравнения и неравенства по условию задачи;

использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;

изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

построения и исследования простейших математических моделей;

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

уметь:

решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;

вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;

Геометрия

уметь:

распознавать на чертежах и моделях пространственные  формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;

описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве; аргументировать свои суждения об этом расположении;

анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач;

строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;

применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;

решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);

использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

для вычислений длин, площадей и объёмов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства. 

              

 

История

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

периодизацию всемирной и отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

историческую обусловленность современных общественных процессов;

особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Обществознание

В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать:

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным категориям;

объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

решение познавательных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

уметь:

обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели;

выбирать вида чтения в соответствии с поставленной целью;

работать с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка СМИ;

самостоятельно создавать алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

формулировать полученные результаты;

создавать собственные произведения, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий; пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

участвовать в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза;

владеть основными видами публичных выступлений. Следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ведения диалога с использованием норм и правил владения основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

 

Иностранный язык

В результате изучения иностранного языка ученик должен

знать/понимать

значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка;

значение изученных грамматических явлений в расширенном объеме (видо-временные, неличные и неопределенно-личные формы глагола, формы условного наклонения, косвенная  речь / косвенный вопрос, побуждение и др., согласование времен);

страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте в мировом сообществе и мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной, языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера;

уметь:

в области говорения:

вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках изученной тематики); беседовать о себе, своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/прослушанным

иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета;

рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей страны и страны/ стран изучаемого языка;

в области аудирования:

относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать не обходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов: прагматических (объявления, прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной ступени обучения;

в области чтения:

читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художественные, научно- популярные, прагматические – используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;

в области письменной  речи:

писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире;

получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе через Интернет), необходимых в образовательных и самообразовательных целях;

расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности;

изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России.

 

География

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать:

основные географические понятия  и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве  жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Физика

В результате изучения физики в средней школе ученик должен

знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, пла­нета, звезда, галактика, Вселенная;

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механи­ческая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энер­гия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнит­ную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света излучение и поглощение энергии атомом, фотоэффект;

отличать гипотезы от научных теорий;

делать выводы на основе экспериментальных данных;

приводить пpuмepы, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и на­учные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

приводить пpuмepы практического использованuя физических знаний: законов механи­ки, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информа­цию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.

 

Информатика и ИКТ

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

назначение и функции операционных систем;

уметь

оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

автоматизации коммуникационной деятельности;

соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

эффективной организации индивидуального информационного пространства.

 

Химия

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать:

важнейшие химические понятия: изотопы, атомные орбитали, аллотропия, изомерия, гомология, электроотрицательность, валентность, степень окисления, типы химических связей, ионы, вещества молекулярного и немолекулярного строения, молярная концентрация раствора, сильные и слабые электролиты, гидролиз, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;

основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, структурного строения органических соединений.

вещества и материалы, широко используемые на практике: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, метан, этилен, ацетилен, бензол, стекло, цемент, минеральные удобрения, бензин, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, искусственные волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

называть: вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, изомеры и гомологи различных классов органических соединений, окислитель и восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

характеризовать: s- и p-элементы по их положению в периодической системе элементов; общие химические свойства металлов и неметаллов и их важнейших соединений; химическое строение и свойства изученных органических соединений ;

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу  образования химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции от различных факторов, смещение химического равновесия под воздействием внешних факторов;

выполнять химический эксперимент: по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

объяснения химических явлений происходящих в природе, быту, и на производстве; глобальных проблем, стоящих перед человечеством (сохранение озонового слоя, парниковый эффект, энергетические и сырьевые проблемы); для понимания роли химии в народном хозяйстве страны;

безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, нагревательными приборами; выполнения расчетов, необходимых при приготовлении растворов заданной концентрации, используемых в быту и на производстве.

 

Биология

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь:

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения;  вклад  биологических  теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

-решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни,

происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения  мер  профилактики  отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов исследований в области биотехнологии.

осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;

выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;

обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

 

Основы безопасности жизнедеятельности

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен

знать:

основы здорового образа жизни и факторы, влияющие на него;

потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

порядок постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту; альтернативной гражданской службы;

предназначение, структуру и задачи РСЧС;

предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

уметь:

выполнять последовательно действия при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!» и комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей, ценностей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

применять элементарные способы самозащиты в конкретной ситуации криминогенного характера;

правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

ориентироваться на местности, подавать сигналы бедствия, добывать огонь, воду и пищу в случае автономного существования в природной среде;

правильно пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, индивидуальной медицинской аптечкой);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

вести здоровый образ жизни;

правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях;

уметь пользоваться бытовыми приборами, лекарственными препаратами и средствами бытовой химии, бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

соблюдать общие требования безопасности при пользовании транспортными средствами, при нахождении на улице, правила поведения на воде, меры пожарной и инфекционной безопасности;

оказывать первую медицинскую помощь в неотложных ситуациях;

вызывать (обращаться за помощью) в случае необходимости соответствующие службы экстренной помощи.

Физическая культура

В результате освоения физической культуры на базовом уровне ученик должен

знать:

роль и значение регулярных занятий физической культурой и спортом для приобретения физической привлекательности, психической устойчивости, повышения работоспособности, профилактики вредных привычек, поддержания репродуктивной функции человека;

положительное влияние занятий физическими упражнениями с различной направленностью на формирование здорового образа жизни, формы организации занятий, способы контроля и оценки их эффективности;

уметь:

выполнять комплексы физических упражнений из современных оздоровительных систем с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности;

выполнять индивидуальные акробатические и гимнастические комбинации комбинации на спортивных снарядах, технико-тактические действия в спортивных играх и упражнения с прикладной направленностью;

использовать приемы саморегулирования психофизического состояния организма, самоанализа и самооценки в процессе регулярных занятий физкультурно-спортивной деятельностью.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

выполнять физкультурно-оздоровительные и тренировочные занятия для повышения индивидуального уровня физического развития и физической подготовленности, формирования правильного телосложения, совершенствования техники движений и технических приемов в различных видах спорта;

применять средства физической культуры и спорта в целях восстановления организма после умственной и физической усталости;

уметь сотрудничать, проявлять взаимопомощь и ответственность в процессе выполнения коллективных форм физических упражнений и в соревновательной деятельности;

демонстрировать здоровый образ жизни.

 

 

Выпускник начальной школы – ученик,

- который успешно овладел обязательным минимумом содержания образования, достиг уровня элементарной грамотности, а именно, сформированности опорных знаний и учебных умений в области счета, письма, чтения и умения решать простейшие познавательные задачи;  он готов, а главное, хочет учиться;

- у которого есть потребность выполнять правила для учащихся; он умеет различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдает порядок и дисциплину в школе и общественных местах;

- у которого есть опыт участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе;

- который способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;

- который стремится стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.

Выпускник основной школы – ученик,

- успешно овладевший предметами учебного плана на базовом уровне в соответствии с учебным планом и государственным образовательным стандартом;

- достигший уровня учебной самостоятельности для продолжения образования на 3 ступени и обладающий устойчивой мотивацией к продолжению обучения;

- умеющий высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладевший навыками неконфликтного общения, способностью строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту и другим признакам;

- имеющий активную гражданскую позицию, способный проявлять сильные стороны свое личности в жизнедеятельности класса и школы;

- способный видеть и понимать гармонию и красоту, знающий выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства;

- знающий и соблюдающий режим занятий физическими упражнениями, способный разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.

 

Образ выпускника III ступени – главный целевой ориентир в реализации образовательной программы

Нравственный потенциал

- Осмысление целей и смысла своей жизни.

- Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество». Наличие чувства гордости за принадлежность к своей стране, знание и понимание основных положений Конституции РФ.

- Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость.

- Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.

Познавательный потенциал

Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании.

Коммуникативный потенциал

 Сформированность индивидуального стиля общения; владение разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами поддержания эмоционально устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации; способность корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию.

Эстетический потенциал

 Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, любимой досуговой деятельности, поведении и отношениях с окружающими; проявление индивидуального своеобразия в восприятии и созидании красоты.

Физический потенциал

 Стремление к физическому совершенству; умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников; привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.

Образовательные программы и сроки ОП.